Народные пасхальные традиции

0
194

Пасха – прекрасный жизнеутверждающий праздник весны. Это самый главный праздник для православных христиан, в этот день заканчивается Великий Пост и наступает Светлое Христово Воскресенье. К празднику готовятся долго и празднуют шумно и радостно.

И хотя праздник христианский, но корнями он уходит в языческие времена. Тогда в него вкладывали немного другой смысл, это был праздник возрождения природы после холодной зимы. После крещения Руси, народ стал отмечать Воскресение Христа после смерти на кресте – праздник торжества жизни над смертью. Новый христианский праздник не противоречил языческому, и они мирно существовали, пока не объединились.

Пасха на Руси всегда была пышным празднеством, в богатых домах и семьях зажиточных крестьян на стол подавали 40 блюд столько, сколько дней в Великом Посте. Богатый стол был предвестником хорошего будущего урожая.

Российский историк Вильям Похлебкин писал, что в дореволюционной России на пасхальный стол подавали: ветчину, буженину, фаршированную баранью лопатку, жаренную или запеченную телятину, поросенка с кашей, индейку с картофелем, рябчика или тетерева в сметане. Обилие мяса радовало глаз и желудок после сорокадневного поста. Кроме мясных блюд подавали соления, и свежую зелень, из напитков сбитни, кисели, наливки. Куличи пекли обязательно, но кроме их из сдобного теста выпекали петушков и жаворонков, зайцев и пасхальных барашков.

В деревнях тоже не скупились на Пасху, мяса и сала было в изобилии, куличи пекли и украшали мармеладом и разноцветными конфетами. В бедных семьях, где сдобный печеный кулич был большой роскошью, покупали куличи из обычного хлебного теста, их продавали в местных лавках или развозили заезжие калачники. Но и такой кулич был не всем по карману. Но в Светлое Христово Воскресенье бедным крестьянам могли оказать помощь более зажиточные родственники или соседи. В Страстную пятницу женщины приносили беднякам испеченные куличи, яйца или кринку молока.

Подготовка к Пасхе.

Чтобы встретить Пасху пышно и богато, православные христиане готовились к празднику заранее. Особенно это было заметно в деревнях, где обычаи старины были более сильны. Всю Страстную неделю крестьяне трудились. Жилище к празднику должно было блестеть от чистоты. Женщины белили печки, скоблили и мыли столы и лавки, обметали паутину и мыли стены. Мужчины заготавливали корм скоту, чтобы всю Светлую седмицу можно было праздновать спокойно. Чистый четверг был особым днем на Страстной неделе. В этот день изба должна была блестеть от чистоты, женщины мыли все и детей и даже поросят.

Но особенное значение Чистому Четвергу придавали сельские девушки. Они верили, что нужно вымыться на утренней зорьке, растереть тело чистым полотенцем и отдать его оброшнику, и женихов будет много и скорое замужество гарантировано. В этот же день заготавливали мясо для предстоящего праздника. Предполагалось, что продукты, заготовленные в Чистый четверг, будут храниться долго. В Страстную пятницу красили яйца и в субботу пекли куличи.

Все хлопоты по хозяйству и приготовления к празднику заканчивались вечером Великой субботы. В день Пасхи и два дня после нее работать было нельзя. Вечером Великой Субботы православные христиане шли в церковь, где начиналось чтение страстей. Всю ночь в церквях шла служба. И по окончании литургии верующие с куличами и другой пасхальной снедью выстраивались в два ряда вокруг ограды. На куличах устанавливали свечки и зажигали их, заготовленная еда была открыта, для того чтобы святая вода попала непосредственно на нее. Во двор церкви выходил причт, возглавляемый священником. И с чтением молитв обходит ряды верующих и кропит их святой водой. За это православный люд кидал в чаши церковных служителей монеты. Затем люди начинали христосоваться и дарить друг другу крашеные яйца.

После освящения куличей, каждый крестьянин старался до прихода домой попасть на кладбище, на могилы родителей и родственников. Здесь кланялись низко могилкам, целовали землю и оставляли около крестов кусочки кулича и немного творогу, для покойных родителей. А затем спешили домой христосоваться с близкими людьми. Матери будили детвору к праздничному столу, все радостные приступали к еде. Хозяин разрезал пасху, каждому давал освященные яйца, мясо, и со словами благодарности, обращенными к богу, разговлялись. Дети и взрослые обязательно стукались крашеными яйцами. Тот, чье яйцо останется целым — будет здоров целый год. Конечно, это всего лишь примета, а скорее забава, и придавать ей особого значения не стоит. Но и в старые времена и сегодня дети с большим интересом предаются этой веселой игре.

После обильной еды, можно было идти в гости, посетить нужно было всех: друзей, родственников. Люди обменивались куличами и соревновались в разбивании пасхальных яиц.

Пасхальные традиции.

Но пасхальные традиции не заканчиваются только в подаче на стол куличей и крашеных яиц. Считалось, что пасхальное яйцо может вылечить многие болезни, что сила его огромна. Таким свойствами обладали яйца, полученные в церкви от священника во время христосования. Каждая хозяйка прятала освященное яйцо за икону на случай болезни одного из членов семьи. Яйцо должно было пролежать 3-12 лет, и только тогда оно набирала лечебную силу. В случае болезни яйцо доставалось, и, читая специальные молитвы, яйцом выкатывали больное место. Затем яйцо несли на кладбище и закапывали около могилы человека с таким же именем, как и у больного. Если такое лечение не могло справиться с болезнью, тогда человек был обречен. От злых духов спасало пасхальное яйцо, подаренное первым встречным.

 

Примет и поверий, связанных с пасхальными яйцами очень много. Например, считалось, что если яйцо бросить в пожар, то он затухнет. Нам кажется странным такое поверье, однако наши предки в это верили. Если случался пожар, то доставали пасхальное яйцо из-за иконы, и с яйцом в реках трижды оббегали вокруг горящего строения, провозглашая «Христос Воскресе», а затем бросали его в самый центр пожара. Пожар стихал сразу. Люди верили, что в этот момент тысяча Ангелов приходит на помощь погорельцам, и, взмахивая крыльями, тушат пожар.

Помогало пасхальное яйцо в поисках заблудившейся скотины, и даже кладов.

Строго запрещалось работать в доме на Пасху, считалось, что можно потерять счастье. В этот большой религиозный праздник нужно было предаваться радости и веселью. Для работы была целая Страстная неделя, когда каждый день предписывается выполнение той или иной работы.

По погоде на Пасху предсказывали будущий урожай. Пасмурная или снежная ночь обещала хороший урожай, но плохие удои. Ясная ночь к неурожаю, но куры будут нестись замечательно. И совсем плохой приметой считалось тусклое солнце во время восхода. Оно предвещало неурожай и свиной мор.

Считалось, что в пасхальную ночь можно встретиться с умершими родственниками. Для этого нужно было со страстной свечкой в руках никем не замеченным остаться в церкви, когда все православные примут участие в крестном ходе. В это время умершие должны собраться на молитву, они будут христосоваться, и радоваться Воскресению Господнему. Но разговаривать с ними нельзя. Смелые могут попробовать и сегодня.

Существовало поверье, что всю Светлую седмицу, ворота в рай не закрыты и не охраняются. Все умершие за эту неделю попадают прямо в рай. Поэтому старики и старухи в деревнях мечтали, чтобы Господь послал им смерть в это время.

Вся еда на пасхальном столе считалась священной и одновременно целебной. Остатки не выбрасывались. Частично зарывалась в землю, обеспечивая, таким образом, будущий урожай. Другую часть хранили в доме, как оберег и средство от болезней.

Великим грехом считалась охота в Светлую седмицу. Воскресение Господне празднуют не только люди, но и все твари. Охотники в этот период убирали свои ружья и забывали про охоту. Ведь нарушивший запрет мог заблудиться на охоте или убить себя по неосторожности.

Пасхальные развлечения.

Развлечением простого народа нам кажутся не понятными, но все же интересно представить их. Всю Светлую седмицу разрешалось посещать колокольню и звонить в колокола. Все это время на колокольнях собиралось много народу всех полов и возрастов, и над селом стоял неимоверный перезвон. Дьячки безуспешно пытались сгонять народ с колоколен на землю, но тишина длилась недолго.

Кроме этого катали яйца, играли в орлянку, карты, качались на качелях. Катали яйца в основном дети, иногда девушки.

Но развлечением для всех были качели. На деревенской околице парни на собранные между собой средства ставили несколько качелей. Это было место сбора всей деревни. Народ толпился целый день: девушки, парни с гармошкой, мужики и бабы с малышами. На качелях качались девушки с парнями, все остальные с любопытством разглядывали их. Качели раскачивали зрители. А народ в праздник был навеселе, и часто прикладывались лишние усилия, качели перелетали через перекладину, и веселья имело печальные последствия.

Обязательным было приглашение в гости сватов и кумовьев, особенно будущих. Жених и невеста были в центре внимания, их садили за стол рядом, поили водкой, уделяли им много внимания. Жених должен был ухаживать за невестой. Знаки внимания носили показной характер, жених называл невесту по имени и отчеству, кормил сладостями и конфетами, а после обеда, жених с невестой, обнявшись за талию, катались по селу.