Почему в советских фильмах возрастные актеры играли юных персонажей

0
285


Почему в советских фильмах возрастные актеры играли юных персонажей

Москва, 19:22, 19 Ноя 2023, редакция FTimes.ru, автор Андрей Андреев.

Кинематограф – это выдающееся искусство. Зрелищный фильм погружает нас в уникальную атмосферу и заставляет нас верить в события, развивающиеся на экране. В такие моменты мы углубляемся в сюжет настолько, что забываем о природе кинематографа как об искусственной конструкции, просто говоря, об иллюзии и обмане.

Современные технологии дали возможность создавать фильмы, не выходя из студии, где компьютерная графика заменила реальные декорации и даже актеров. Теперь с помощью графики можно изменить возраст персонажа, сделать его старше или моложе, а иногда даже преобразить в сказочное существо.

Однако в прошлом, когда подобных технологий не существовало, актерам приходилось «стареть» или «омолаживаться» с использованием грима. Режиссеры того времени выбирали артистов, уже обладавших актерским мастерством. Часто актеры, будучи в зрелом возрасте, играли роли юных персонажей. Об этом расскажет наш сегодняшний рассказ.

Ирина Муравьева: с косичками на роликах


Почему в советских фильмах возрастные актеры играли юных персонажей

В 1982 году режиссер Татьяна Лиознова создала знаменитый фильм «Карнавал», в котором главную роль исполнила Ирина Муравьева. Помимо удивительной музыки Максима Дунаевского и хита «Позвони мне, позвони», картина оставила впечатляющий след благодаря талантливому актерскому ансамблю, включая Александра Абдулова, Юрия Яковлева и Клару Лучко.

На тот момент 32-летней Ирине Муравьевой пришлось исполнить роль девушки, только что закончившей школу и отправившейся в столицу, чтобы завоевать её сердце. Это требовало не только отличных вокальных и танцевальных навыков, но и уверенности на роликах, а ещё и внешности 18-летней девушки.

Для создания подходящего образа актрисе заплетали косички, чтобы придать ей детский вид. Кроме того, она проходила инструктаж по катанию на роликах. Ирине Муравьевой пришлось также постараться над собой, чтобы сбросить вес: она ежедневно тренировалась в спортзале и придерживалась строгой диеты. В итоге роль Нины Соломатиной принесла актрисе огромный успех, и глядя на её образ молодой девушки, невозможно было догадаться, что на самом деле Муравьева была значительно старше.

Янина Жеймо: 38-летняя Золушка


Почему в советских фильмах возрастные актеры играли юных персонажей

Согласно сценарию, Золушке предполагалось быть 16-летней. Тем не менее, актрисе Янине Жеймо было более чем вдвое старше её героини во время съемок. Тем не менее, взглянув на актрису в роли Золушки, невозможно было это заметить, что достигалось благодаря умелому гриму и тщательной работе со светом.

Кроме того, съемки сцен с Золушкой проводились вечером, так как актриса считала, что утром её внешний вид выглядел бы старше. Обувь Жеймо имела размер 31, и для создания «хрустальных туфелек» из оргстекла декораторы приложили максимум усилий. Тем не менее, в этих туфельках актрисе было трудно ходить, поэтому они использовались только в статичных сценах. Золушка в исполнении Янины Жеймо полюбилась зрителям настолько, что она до сих пор считается лучшей Золушкой всех времен и наилучшей ролью Жеймо в целом.

 

Один за всех и все за одного: возрастные мушкетеры


Почему в советских фильмах возрастные актеры играли юных персонажей

Мало кто не слышал о фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Прекрасный и всеми любимый мюзикл Максима Дунаевского, тем не менее, имел одну небольшую несоответственность: возраст актеров не соответствовал их персонажам.

Роль 18-летнего Д’Артаньяна исполнил Михаил Боярский, которому на тот момент было 28 лет. 30-летнего Атоса сыграл 38-летний Вениамин Смехов, а 22-летнего Арамиса представил 32-летний Игорь Старыгин. Тем не менее, благодаря удачному сценарию, прекрасной музыке и выдающейся игре актеров возрастные различия становились незаметными. Фильм стал настоящим хитом конца 70-х — начала 80-х, и по сей день Михаил Боярский ассоциируется с образом бравого гасконца.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева: когда возраст — не помеха


Почему в советских фильмах возрастные актеры играли юных персонажей

Сергей Бондарчук никогда не планировал играть роль Пьера Безухова, поскольку в сюжете герою всего 20 лет, а прославленному режиссеру и актеру уже исполнилось 47. Изначально в фильме должен был принять участие Юрий Власов, чемпион по тяжелой атлетике, однако по каким-то причинам с ним не удалось договориться.

С учетом тесных сроков Сергею Бондарчуку пришлось взять на себя роль Безухова. Также в сложной ситуации оказалась Людмила Скобцева: ее персонажу, Элене Кураховой, было всего 22 года, в то время как самой актрисе уже исполнилось 38. Пришлось прибегнуть к хитростям, таким как использование мягкого света и прикрывание шеи актрисы различными ожерельями.

Любовь Орлова: «Склероз и климакс»


Почему в советских фильмах возрастные актеры играли юных персонажей

Звезда, обожаемая всеми мужчинами Советского Союза, испытывала страх перед старением, и, став первой в стране, решила прибегнуть к пластической хирургии лица, чтобы сохранить молодость внешности. Этот факт всегда становился предметом шуток со стороны Фаины Раневской, которая заявляла, что они с Орловой одного возраста, просто та изменила свой возраст в паспорте.

Орлова отказывалась от игры ролей возрастных женщин, настаивала на том, чтобы свет был настроен так, как ей хочется, чтобы она выглядела на кадрах моложе своих лет. Последней работой актрисы в кино стал фильм «Скворец и лира» 1974 года, где 72-летняя Орлова исполняла роль 30-летней разведчицы.

Для скрытия своего возраста Орлова использовала обильный грим, что придавало ей неестественный внешний вид. На съемочной площадке коллеги начали насмехаться, и фильм даже прозвали «Склероз и климакс», подчеркивая капризы звезды. В конечном итоге, картина вышла на широкий экран лишь после развала СССР, в 90-х годах.

Новости СМИ2