Супружеская неверность: частая причина разводов

0
117

В Амур- Нижнеднепровском районном народном суде города Днепропетровска уже, кажется, привыкли к моему частому присутствию на бракоразводных процессах, как передает

В 27 случаях из ста причиной или одной из причин, побудивших супругов к расторжению брака, они называют супружескую неверность. Цифра, на мой взгляд, впечатляющая. Тревожная. И подумалось; не упустили ли мы что-то в воспитании будущих мужей и жен? И не странно ли: с одной стороны, непримиримость к супружеским изменам, с другой — столь частое нарушение супружеской верности?

Конечно, прежде всего возникает вопрос: а если на измену толкнула любовь? Сильная, поражающая, как удар молнии, не рассуждающая, неподвластная законам?

Но, увы. 65 % опрошенных мужчин и 28 % женщин признались, что «бес попутал» в нетрезвом состоянии. Довольно многих женщин и некоторых мужчин на измену толкнуло любопытство, поиск новых ощущений: 23 % мужчин и 8 % женщин не выдержали испытания долгой разлукой. Причем бесом-искусителем, который подогревал и тихо тлевшее любопытство, и желание, связанное с длительным воздержанием, для многих стал опять-таки алкоголь.

Почему измена совершалась достаточно легко? Сами разводившиеся супруги высказывали мысль о том, что супружеская верность во многом зависит от добрачного поведения. На вопрос о добрачных связях пожелали ответить немногие, но все же картина выявилась достаточно определенная: мужчины и женщины, имевшие добрачные половые связи, легче нарушают обет супружеской верности.

Видимо, ранний опыт половой жизни сознательно или подсознательно снижает оценку интимной близости, приучает не считать ее очень значимым жизненным событием, наконец, фактором, налагающим определенные обязательства.

Сексологами отмечено и другое: чем раньше человек начинает интимную жизнь, тем ниже у него сексуальная удовлетворенность в браке. И не потому, что наступает некая пресыщенность; ведь для многих и многих супружеских пар эта сторона жизни не теряет яркости и до серебряной свадьбы, и дальше…

А объясняется это тем, что ранний опыт не может дать всей полноты сексуальных ощущений- И однажды сложившийся стереотип ощущений нередко сохраняется навсегда. Но ни женщина, ни мужчина свою неудовлетворенность обычно не объясняют собственной неспособностью к острым сексуальным переживаниям. И подспудно зреет желание найти «того» или «ту», с которыми эту остроту удастся ощутить…

При изучении бракоразводных дел мне удалось выявить такую закономерность: мужчин, изменявших своим женам, в 2,5 раза больше, чем неверных жен. Конечно, это соотношение могло сложиться случайно и, может быть, еще не дает оснований для выводов.

Но вот передо мною книга авторитетных социологов 3. А. Янковой. Е.Ф. Ачильдиевой и О.К.Лосевой «Мужчина и женщина в семье». По их данным, среди вступивших в первый брак не имели добрачных половых связей 12.6 % мужчин и 40 % женщин.

Сошлюсь еще на одно исследование тех же авторов, из которого явствует, что из женщин, имевших добрачные связи, 74,5 % вышли замуж за своего первого партнера, а у мужчин интимная связь завершилась браком лишь в 28 % случаев.

Супружеская неверность как предпосылка развода отмечена многими социологами и психологами, изучавшими причины распада семьи.

Бесспорно, что в большинстве случаев супружеская неверность рождается девальвацией такого понятия, как «святость семейных уз», недостатками этического и эстетического воспитания. И справедливо такое понятие: общая культура мужчины определяется культурой его отношения к женщине. При этом имеются в виду не только внешние атрибуты галантного обхождения, ибо такой наукой как раз б совершенстве владеют мужчины, стремящиеся к легким связям, мужчины-соблазнители. Истинная культура в том, чтобы в женщине прежде всего видеть и уважать • человека, друга, личность.

Сексуальные отношения невозможно вычленить из всей гаммы чувств, связывающих супругов. И если они становятся главными, теряется вся прелесть духовной близости, интеллектуального общения. Мужчина и женщина перестают быть друг для друга уникальными личностями, а раз так, то уже не кажутся невозможными и поиск новых ощущений, измена,

 

Вспоминаю беседу в суде с одной разводившейся парой: Ему — 28, ей — 19. Живут вместе три года. Да, любил! — утверждает он. Но, как выяснилось, мало считался с женой, даже мало разговаривал — ценил только интимную сторону отношений. Ревновал, следил, угрожал: «Надумаешь изменить — в порошок сотру!» Жена потянулась к мужчине, который увидел в ней чело- века, проявил интерес к ее внутреннему миру,

Может быть, кто-то сочтет, что эта юная женщина заслуживает презрения, но я не стал бы обвинять во всем ее одну…

Хоть это и грустно, но должен признать: супружескую верность многие не считают нерушимой, обязательной. Дословно запомнилась мне фраза, оброненная одной весьма уважаемой женщиной; «Может быть, не изменяют только потому, что не было подходящего случая?»

Но если согласиться с таким мнением, значит, заранее предполагать в каждом человеке ненадежность, извериться в любви, в сильных чувствах, в моральной стойкости? Наконец, в том ощущении неразрывной близости, которое связывает членов одной семьи?

Чем больше размышляешь над этими проблемами, тем яснее становится, сколь необходимо воспитывать в молодых людях осознанное, ответственное отношение к супружеству, к семье.

Многие мои знакомые удивляются, узнав, что я разговариваю с подростками о супружеской неверности на школьном уроке. Но .мне такой разговор не кажется лишним…

Обсуждаем проблему: можно ли простить супружескую измену. Старшеклассники в своих высказываниях крайне категоричны. Юношеский максимализм подсказывает им ответ только резко отрицательный. Но я и не спорю, не пытаюсь разубедить. Даже напоминаю: в те времена, когда развод был практически невозможен, доказанная измена являлась уважительной причиной для расторжения брака.

Мне хочется, чтобы шестнадцатилетние поняли: есть вещи — измена, рукоприкладство — несовместимые с представлением о достоинстве и чести, лишающие человека права на самоуважение.

Мы говорим и о том, что реальные взаимоотношения двоих людей всегда сложнее любых схем. Что можно мучительно переживать измену мужа или жены, но не переставать любить. Что способность понимать и прощать выше и человечнее ревности.

Я не утаиваю от ребят результатов социологических исследований. авторы которых пытались глубоко проанализировать проблему, найти какие-то общие закономерности в сложном и трудно поддающемся анализу мире человеческих отношений.

Была измена, была случайная связь. А что потом? По некоторым данным, 75 % мужчин не находят в случайной партнерше того, что ожидали, и начинают больше ценить свою жену. Среди неверных жен число таких, кто не испытал ничего, кроме разочарования и угрызений совести, оказалось еще выше — 90 %,

— Значит, в каком-то смысле измена даже на пользу? — иронизирует дотошный десятиклассник.

— Нет, — отвечаю, — никогда! Даже если все вернулось на «круги своя», если произошло примирение, все равно боль остается. Остается и недоверие или хотя бы тень недоверия. Не зря существует изречение: «Можно понять, но не простить, можно простить, но не забыть…»

 

Инф.

Источник: Сосновоборск.Сайт