Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие

0
184

Мы попросили коллег, друзей и близких Виктории Мещаниновой рассказать истории из ее жизни

Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие

Бессменный главный режиссер Челябинского Камерного театра Виктория Мещанинова, один из его основателей, сегодня, 15 декабря, отмечает юбилей.

В конце 1980-х годов созданный актерами челябинского ТЮЗа и группой единомышленников Камерный театр занимал один кабинет на первом этаже Центра народного творчества, в том самом здании на Цвиллинга, 15. Он стал первым независимым театром в городе.

Мещанинову называют режиссером-долгожителем: она руководит Камерным с 1992 года — дольше, чем кто-либо из челябинских главных режиссеров. Воспитанница питерской театральной школы, ученица Товстоногова, она дух и стержень Камерного театра. Челябинские зрители знают, как трудно попасть на спектакли: здесь всегда аншлаг. Как она это делает? Что она знает такого? Что делает ее театр живым и современным столько лет?

Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие

Накануне 75-летия Виктории Мещаниновой редакция Первого областного информационного агентства попросила ее давних коллег, друзей, близких и зрителей рассказать о ней любую историю, которая особенно помнится. 

«В избиении директорского корпуса она уже не могла остановиться» 
Алексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области, в начале и середине 1990-х — завхоз Камерного театра:

Виктория Николаевна была руководителем строгим. Театр независимый, частный, по сути, деньги надо было добывать разными способами. Мы работали со спонсорами, которые нам давали продукцию: сапоги, чайники, самовары, кипятильники… Мы должны были либо превращать это в деньги, либо в другую, нужную театру продукцию. Мы с [Алексеем] Пелымским (директор Челябинской государственной филармонии. — Ред.) тогда только закончили институт, он стал директором Камерного театра. Ютились все в одной комнатке, но уже тогда провели первую «Камерату», привезли в Челябинск Валентину Талызину, Александра Филиппенко…

Виктория Николаевна — умнейшая женщина, умела и кнут брать в руки, и пряником поманить. Так вот я помню, как на одном собрании коллектива она разбиралась, что и почему не сделано директором, почему того-то нет, когда должно быть позавчера, в какой-то момент указала на меня и спросила: «И вообще! Скажите, что это за мальчик?? ходит у нас по театру!!» Понятно, она меня прекрасно знала, но в избиении директорского корпуса уже не могла остановиться. Так мы с Пелымским прошли серьезную школу управления театром.  

Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие


«Пацаны предложили им с Филиппенко выпить»

Владимир Спешков, театральный критик, член жюри Всероссийской театральной премии «Золотая маска», в 1990-х — театральный обозреватель газеты «Челябинский рабочий»:

Виктория Николаевна училась в Ленинграде, и это очень важно: это не только высокая школа, но и особый круг общения. Она училась в одно время с Львом Додиным, и благодаря ей Додин приезжал в Челябинск — а он в то время уже был главным русским режиссером, на него в очередь стояли европейские фестивали, а он приехал и провел в Камерном театре творческий вечер. Его ученик Игорь Коняев ставил в Камерном спектакль «Женщины всегда смеются и танцуют»…

Виктория Николаевна всегда умела устанавливать очень серьезные и глубокие отношения с крупными театральными деятелями. В Челябинск приезжали Сергей Юрский, Лев Дуров, Валентина Талызина, Маргарита Терехова, Анни Жирардо… Вы знаете, что Александр Филиппенко был одно время актером Челябинского Камерного театра? У него здесь лежала трудовая книжка. Он часто и подолгу в Челябинске бывал. И вот однажды они с Викторией Николаевной вечером возвращались из театра пешком и столкнулись с компанией довольно агрессивных, не совсем трезвых молодых людей. Поначалу растерялись. Но тут пацаны узнали Филиппенко, сразу обрадовались и предложили вместе выпить.

А чего стоит 30-летняя дружба с Николаем Колядой и его театром, который дебютировал на «Камерате»? Словом, Виктория Николаевна ввела Камерный в круг большой театральной и фестивальной жизни, сделала его особым явлением, театром российского масштаба.

Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие

Виктория Мещанинова и Владимир Спешков 

Она сказала: «Нет, это не мой театр»

Олег Хапов, режиссер Камерного театра, бывший студент В. Н. Мещаниновой:

Виктория Николаевна — мой педагог. Я к ней на курс поступал, ужасно прочитал басню, еще хуже прозу. Это просто удача, что меня приняли: конкурс был пять человек на место. Я пришел в Камерный молодым режиссером и сделал постановку по Франсуа Виньону. Нашел спонсора, чтобы оплатить декорации, костюмы, работу композитора… Показал Мещаниновой. Она сказала: «Ну что, молодец, что довел спектакль до зрителя, но это не мой театр. Это не то, что должно быть в Камерном».

Я страшно расстроился. Спектакль я показал только спонсору и еще нескольким зрителям. Но она права была, конечно.

И до сих пор я чувствую трепет, когда показываю ей новую работу. Это каждый раз экзамен. Она для меня мастер, у нее товстоноговская школа. Она говорит: «Ты можешь не слушать, но я все же тебе скажу». Я слушаю, конечно. Виктория Николаевна — цельная натура, у нее свой стержень внутри, и она остается собой несмотря ни на что.

Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие


«Мы завезли в фойе пылесосы и миксеры»

Алексей Пелымский, директор Челябинской филармонии, в 1990-х — директор Камерного театра:

Начало истории Камерного театра — самое тяжелое время. У нас не было никакой государственной поддержки, чтобы выжить, мы торговали черт знает чем. И вот однажды, когда было особенно туго, Виктория Николаевна позвонила своей замечательной подруге Татьяне Возгеновне (к сожалению, запамятовал ее фамилию), которая была начальником «МЕЧЕЛ-Торга». Через эту удивительную контору шел весь дефицит: пылесосы, кофеварки, миксеры, фены — чего только не было. Импортную технику в магазинах купить было невозможно, а деньги у людей были. Мы купили все это счастье по 100 рублей, привезли в фойе Камерного театра и по 700 рублей продали. Так обеспечили зарплату сотрудникам театра. Руководитель должен был быть не только творцом, но и предпринимателем.

Когда к нам на фестиваль приехали коллеги из Германии, их поразила картинка на площади Революции: памятник Ленину и под ним ряды грузовиков, с которых торговали продуктами. Эта фотография была потом опубликована в немецком журнале как удивительное свидетельство эпохи.

 

И я отлично помню, как мы пили шампанское прямо на сцене 31 декабря 1992 года, когда тогдашний губернатор Вадим Соловьев подписал распоряжение о создании государственного Камерного театра.

Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие


«Таких актеров, как в Камерном, в Питере нет»

Алексей Янковский, режиссер, создатель Театральной мастерской «АСБ» (Санкт-Петербург):

Я однажды ставил в Камерном «Чайку». Репетировал с актерами. В это время меня кто-то срочно разыскивал из Питера, звонили по всем городским телефонам и попали в кабинет Виктории Николаевны. «А где Янковский?» — спрашивают. «Он в зале. Наслаждается своим творчеством», — гордо ответила она. Виктория Николаевна любит людей, которые наслаждаются своим творчеством. Любуется ими. Она любит своих актеров.

Я вам так скажу: в Питере таких актеров, как в вашем Камерном, нет. Поверьте, я знаю: «Сына» Зеллера можно было поставить только в Челябинске. В Питере актеры зарабатывают, а в Челябинске они любят свою работу. Мещанинова — прекрасный педагог. У нее абсолютно актерский театр. Я не знаю, как она это делает, но я поражен, какое сильное поколение молодых актеров у нее собрано. Это любовь.

Камерный — ее государство, все по Макиавелли: «Государство — это я». Я уверен, что кто-то сверху, выше всех нас, решил, чтобы она была. И был ее театр.

Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие


«Она спасла актеру жизнь»

Илья Коломейский, заместитель директора музея-заповедника «Аркаим», экс-директор Камерного театра:

Виктория Николаевна — человек серьезный, может быть жесткой. Но когда нужна ее помощь, она сделает все. У одного из молодых актеров Камерного театра были серьезные проблемы со спиной, настолько серьезные, что от боли он еле ходил, не говоря уже о том, чтобы выйти на сцену. Требовалась дорогостоящая операция, бесплатно такие не делали. Мы нашли спонсора, который согласился оплатить и лечение, и необходимую реабилитацию, довольно длительную. И все получилось: актера прооперировали, он восстановился и сейчас в отличной форме: и физической, и актерской. Она всегда за своих актеров, как за детей.

Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие

Некоторые грамоты и благодарности на стене в ее кабинете специально помещаются вниз головой

«Я помню эти горящие глаза»

Лев Додин, режиссер, художественный руководитель — директор Малого драматического театра — Театра Европы (Санкт-Петербург), прислал видеопоздравление:

«Виктория Николаевна, я помню Вас девочкой-аспиранткой на нашем курсе. Помню ваши горящие интересом, пониманием и, что важно, всегда любовью к делу глаза. Я потом приезжал в Челябинск, мой ученик Игорь Коняев ставил у вас спектакль. Вы были уже взрослым, серьезным человеком, руководителем практически созданного Вами театра. Вы, безусловно, маститый мастер. А мне все же кажется, что вы остаетесь той прелестной девочкой, которую мы впервые увидели на занятиях нашего курса. Убежден, что Вы такой и остаетесь. Я вам этого желаю».

Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие

«В ее театре легче дышать»

Дмитрий Кучин, доктор, зритель Камерного театра:

В Камерном дышится легко. Не знаю, как это объяснить. Чувствуется атмосфера, созданная благодаря тому, что театром руководит бесстрашный, сильный, независимый режиссер. Я понимаю, что это личность, свободно мыслящая, уважающая себя и зрителя. И в то же время очень незащищенный и рефлексирующий человек.

Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие

«Птичка заграничная»

Сергей Александров, главный художник Камерного театра, один из его основателей:

Сколько ее помню, с самой молодости, Виктория Николаевна всегда была собранной, энергичной. И к ней так не подкрадешься, она всегда держит оборону. Мы с ней постоянно конфликтуем и при этом очень трогательно друг к другу относимся.

Первый спектакль, который мы делали с ней вместе в ТЮЗе, был «Зайка-Зазнайка». Она сказала: «Мне нужен белый зимний лес». Я сказал: «Леса не будет». Она сказала: «Еще нужен пенек». Я сказал: «Пенька не будет». В общем, я сделал на сцене кубик Рубика. Тогда она еще меня слушалась, это сейчас уже не сдается. У нас получился острый и очень популярный спектакль. Он уже лет 30 в театре идет. Рисунки костюмов из «Зайки-Зазнайки» так и висят у нее за спиной в кабинете.

Первое мое впечатление: питерская девушка. В ней чувствовалась школа, насмотренность, образованность, элегантность, даже экстравагантность. Словом, птичка заграничная на фоне нашего провинциального Челябинска. Остренькая на язычок. На ее спектакли «Подъезд» и «Роковая ошибка» нельзя было попасть: милиция стояла у входа, когда запускали зрителей, такая была толпа. Был грандиозный успех и грандиозный скандал: всякие письма писали, что у нас нет такой молодежи…

Я могу сказать, что она самый сильный режиссер в городе, одна из лучших в стране. У нее нет плохих спектаклей. Ее почерк — гротеск, она блистательно владеет формой. Всегда хорошо знает, чего хочет, четко ставит актерам задачу. Характер стальной. Я считаю ее мастером высочайшего класса. И она так же свежа башкой своей, как в молодости. У нее нет плохих спектаклей.

И все эти годы я обращаюсь к ней на Вы. Не могу перейти на ты. Сам не понимаю почему: море водки вместе выпито, мы в гостях были друг у друга много раз, ругались насмерть, мирились, чего только не пережили. Но не могу. Вы, Виктория Николаевна.

Главный режиссер Челябинского Камерного театра отмечает 75‑летие